В старом анекдоте приезжий спрашивает дорогу у прохожего: «Скажите, я дойду этой дорогой до оперного театра?» «Да, пожалуй, тут вам ничего не грозит». Отношения зрителя с классическим театром за последнюю пару сотен лет сильно изменились. Если в былые времена развлечений было откровенно мало и зритель мог отсмотреть 14-часовую оперу в течение одного дня, то сейчас есть множество людей, для которых опера и балет кажутся нудным досугом, но даже они понимают, что в театре скрыто какое-то таинство.

AdMe.ru рекомендует сохранить эту статью и перечитать ее перед тем, как пойдете в театр. Она подскажет, как и когда надо аплодировать во время спектакля, а в антракте вы сможете блеснуть эрудицией и поделиться с собеседниками некоторыми специфическими фактами о театре. В подготовке этого материала нам помогали работники и артисты театра.

  • Ведущие мировые театры, которые были построены до ХХ века, имеют наклонную сцену. Изначально это было сделано для зрителя, чтобы было лучше видно. В настоящее время такая сцена используется для балетных спектаклей.

  • Балетный пол специально стелят перед спектаклем. Он имеет определенные слои и помогает амортизации. На бетонном полу и на асфальте, например, танцевать невозможно.

  • Балерины танцуют на пуантах на пальцах (на кончиках пальцев), на полупальцах (на носочках), в мягких балетных туфлях и босиком. Артисты балета (так правильно называть мужчин) никогда не выступают на пуантах — только в мягких балетных туфлях.

  • У балетных артистов есть множество народных рецептов, оптимизирующих хорошее сцепление с полом. Это не только натирание канифолью пуантов перед выходом на сцену. Некоторые отмачивают обувь в кока-коле. Когда полы были деревянными, их и вовсе периодически обливали водой.

  • До изобретения пуантов в некоторых театрах в полу были специальные углубления, куда мог становиться танцовщик для более крепкого сцепления с полом.

  • Балет как жанр и отдельный вид искусства появился благодаря Людовику XIV («королю-солнцу», который и получил свое прозвище от исполняемой им балетной партии и золотого костюма). До этого балет был обычным придворным спектаклем, наполненным репликами, танцами и пением.

  • Раньше пуанты были мягкие и на них невозможно было долго стоять на пальцах. Первой, кто станцевала весь спектакль в пуантах, была балерина Мария Тальони в 1832 году.

  • И еще в том же году в спектакле «Сильфида» она впервые надела многослойную юбку из накрахмаленного сатина, который держал форму, — родоначальницу современной балетной пачки. «Сильфидка» до сих пор осталась в некоторых балетах, в том числе там, где используется образ Сильфиды — феи, духа воздуха. Подобие этой же юбки мы знаем и носим благодаря Саре Джессике Паркер.

  • Градация артистов в балете выглядит следующим образом: артисты миманса (те, кто держат канделябры и создают толпу, они же задействованы в операх в качестве балета), кордебалет (артисты балета, исполняющие массовые танцевальные номера, также задействованы в операх); корифеи (первая линия кордебалета, небольшие сольные роли); исполнители характерного танца (в России все народные танцы и пантомимные роли, на Западе же только пантомимные роли); вторые солисты; первые солисты; ведущие танцовщики (примы и премьеры).
  • «Умирающий лебедь» не имеет отношения к балету «Лебединое озеро». Это два совершенно разных произведения. Первое — короткая пьеса из сюиты «Караван животных» на музыку Камиля Сен-Санса, и балетный номер, поставленный для великой балерины Анны Павловой. Второе же — 4-актный балет на музыку Петра Ильича Чайковского. К слову, в балете «Лебединое озеро» ни одного лебедя не пострадало. В оригинальной версии балета главные герои в конце, конечно, умирают, но главная героиня, Одетта, — это заколдованная девушка, как и все лебеди, а черная пернатая, Одиллия, — и вовсе призрачное явление.

  • Язык балета — французский. Вся терминология, названия движений, партий и вариаций во всех странах — только на французском языке. Язык оперы и вообще всей классической музыки — итальянский. Как и само слово «балет» — от ит. ballo — «танцую».
  • Практически во всех театрах мира опера сопровождается субтитрами: одни — на языке страны, вторые — на английском. Это все-таки удобно, чтобы понимать, о чем, собственно, речь. Но перед началом спектакля с сюжетом можно познакомиться в либретто или в «Википедии». Это позволит вам не отвлекаться на субтитры, а слушать музыку, да и сэкономите на программке.
  • Самым высоким голосом, выше контральто, обладали певцы-кастраты. Последний из них, Алессандро Морески, скончался в 1922 году. В театральном мире ходят слухи, что они еще остались и в наши дни, хотя нам и кажется такая жертва немного дикой.
  • Градация артистов оперы выглядит следующим образом: хор (тенора, басы-баритоны; сопрано и альты); оперные солистки: сопрано, меццо-сопрано, контральто (самый низкий женский голос); оперные солисты: баритон-бас, контратенор (в основном в барочной музыке). Деление происходит по диапозону голоса. Оно относительное, и некоторые партии могут исполняться разными артистами. Тенор Карузо пел партии баритона, а Пласидо Доминго (тенор, баритон) в наше время поет арии для баса.

  • Когда аплодируют исполнительнице, кричат «Брава!», когда исполнителю — «Браво!», когда на сцене присутствует несколько человек, кричат «Брави!». В России слово «браво» не склоняется, но по театральному этикету это неправильно. Тут соблюдается грамматика итальянского языка.

  • Во время исполнения симфонического произведения в паузах аплодировать нельзя. В то время как после исполнения артистом арии или балетного элемента аплодировать можно и нужно. Почему-то в России есть не очень хорошая привычка аплодировать, когда занавес начинает опускаться, а музыка еще не закончилась. Надо все-таки помнить, что музыку перебивать нельзя. Можно посмотреть на дирижера, у каждого есть свой жест для завершения музыкального произведения: кто-то взмахивает руками и сжимает пальцы, кто-то рисует в воздухе круг палочкой. Но лучше все-таки дождаться момента, когда дирижер опустит палочку.

  • За дирижерской палочкой не стоит никакой фантастической истории, как может показаться. Разве что она похожа на волшебную. Одни дирижеры утверждают, что она помогает им сильно не размахивать руками, другие и вовсе обходятся без нее. Раньше она была длинная, но после того, как эмоциональный маэстро Артуро Тосканини набросился на своего скрипача, угрожая ею проколоть глаз, их стали делать короче. Вплоть до того, что некоторые дирижеры используют зубочистку.

  • Как сидит оркестр? К ХХ веку сложилось две основные системы рассадки оркестра. Главный момент: оркестр сидит веерообразно по отношению к дирижеру. А вообще рассадка у дирижеров может отличаться, и количество задействованных музыкантов зависит от композитора и произведения. Существует 4 основные группы музыкальных инструментов (перечисляем их в порядке удаления от слушателя): струнные смычковые, деревянные духовые, медные духовые и ударные. Важно посадить всех так, чтобы зрителю было слышно всех, и, конечно, для дирижера это большая головная боль. Кстати, о том человеке, который играет на музыкальном треугольнике, — это не специальный человек, а музыкант, который играет на любых ударных инструментах: на барабанах, тарелках, колокольчиках, ксилофонах и прочих.

  • Существуют произведения, сюжет которых используется как в опере, так и в балете. Например, есть балет «Манон» и одноименная опера. Сюжет один, музыка и композиторы — разные. Опера «Кармен» (Жорж Бизе) нашла отражение в одноактном балете «Кармен-сюита». Майя Плесецкая так мечтала о роли роковой красавицы, что ее супруг Родион Щедрин создал для нее это балетное произведение, использовав музыку из оперы. В программках так и пишут: «„Камер-сюита“. Родион Щедрин. Жорж Бизе».

  • Героиня Джулии Робертс из фильма «Красотка» посещает оперу «Травиата» в Сан-Франциско. Это намек на «профессиональную деятельность» главной героини. Парадный вход в театр и фойе — это на самом деле здание Национального исторического музея Лос-Анджелеса. Сам зал и сцена были воссозданы в студии Disney. Опера о романе куртизанки и молодого человека была написана по мотивам романа Александра Дюма — сына. Считается, что в основу романа легли автобиографические факты и все главные персонажи имеют реальные прототипы.

  • В 1952 году в одном из музыкальных залов США дирижер взмахнул палочкой, оркестр приготовился, и... дальше были 4 минуты 33 секунды тишины. Это произведение американского композитора Джона Кейджа так и называется — «4′33»« — и задумано как композиция из 3 частей, составляющих музыкальные паузы. По замыслу автора, на протяжении «исполнения» этой композиции слушатель испытывает ряд эмоций и воспринимает звуки окружающей среды. Музыка, которая «молчит», должна пробудить чувства.
  • Для смычков используется конский волос. Так же как и для арбалетов. Он тщательно промывается и расчесывается тысячу раз. Для лучшего звучания используется волос коней, у кобылы он физиологически более грязный.
  • Не надо путать фильм «Кольцо Нибелунгов» с тетралогией Вагнера «Кольцо Нибелунга». Это эпическое произведение продолжительностью более 16 часов когда-то исполнялось как целостное произведение. Сейчас же в мировых театрах идет циклом из 4 опер: «Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид», «Гибель богов».

Постановка оперы «Золото Рейна» Рихарда Вагнера Софийским театром оперы и балета.

  • Суфлеры в театрах существуют до сих пор, хотя к их услугам прибегают крайне редко. Полвека назад они были задействованы во всех оперных и драматических спектаклях. Суфлер — это тот самый человек, которого не видит зритель, но он находится на сцене все 4 часа спектакля в специальной будке и беззвучно шевелит губами, проговаривая весь текст спектакля.

  • Перед началом каждого действия в театре дается три звонка: за 15, за 10 и за 5 минут соответственно. По театральному этикету крайне неприлично опаздывать и не знать, в чем суть спектакля, — читайте о сюжете в интернете заранее, и вы непременно произведете приятное впечатление, если, конечно, поставите себе такую цель. И помните, что театр начинается с вешалки.

Мир театра таит еще много занимательного. Может быть, и вы знаете что-то интересное, что скрывается за кулисами театра?

Источник

Рубрики: Культура

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *